Чешский Национальный театр выбрал оригинальную локацию для своих спектаклей

0 0

Зрители сидят в собственных авто и аплодируют клаксонами

Чешским театрам запретили играть на сцене еще на ранних стадиях пандемии. Но это не помешало актёрам занять место на парковке большого овощного рынка в Праге, а зрителям – в собственных автомобилях. Из декораций – импровизированная сцена и два переносных софита. Никаких билетов и шахматной рассадки.

Чешский Национальный театр выбрал оригинальную локацию для своих спектаклей

Монтировщики укрывают декорации от дождя. Фото: Летиция Ванкон.

Чешская Республика ввела более жесткие ограничения, чем большинство европейских стран, для борьбы с пандемией Covid-19. В течение нескольких недель чехам было запрещено даже бегать трусцой без маски. Сейчас носить их все еще надо, хотя некоторые ограничения правительство ослабило. А это, в свою очередь, дало толчок творчеству. Пусть и в неожиданных проявлениях.

Весьма амбициозный пример – «театр на колесах» на пражском овощном рынке. Чтобы не нарушать ограничения на публичные собрания, Национальный театр играет спектакли на импровизированной сцене при минимуме декораций (зачастую их вообще нет) и костюмов, а зрители смотрят представление прямо за рулем. Схема очень напоминает авто-кинотеатр. Только перед машинами не гигантская проекция, а живые люди.

Автомобили давно стали отличным способом обхода пандемических ограничений. Например, Европа активно использует их для передвижных ночных клубов или церквей. Хотя поначалу они считались дохлой затеей, их распространение говорит об обратном. Это отличный выход из положения, пока не появится вакцина от коронавируса. 

Для самих же актеров такой опыт стал скорее странной смесью возбуждения и страха. Питер Ванкура, один из исполнителей вечернего представления, потом писал на своей странице в Facebook: «Я очень нервничал, когда выходил на сцену. Ведь перед тобой не лица и испытующие взгляды, а 30 автомобильных капотов с горящими фарами. Только потом, когда они их потушили, я стал различать улыбки на лицах через лобовое стекло».

Чешский Национальный театр выбрал оригинальную локацию для своих спектаклей

Выступление Национального театра Праги. Фото: Летиция Ванкон.

Этот проект был придуман в конце марта Карелом Краточвилем, актером детской театральной труппы в Праге. Он не мог смириться с тем, что блокада опустошила все формы культурной жизни, включая его собственные постановки. Точно так же, как врачи заботятся о здоровье людей, он посчитал своим долгом заботиться об их эмоциональном благополучии.

«Для меня актер – это не работа, а нечто более высокое, – говорит Краточвил. –Это значит взять на себя некоторую ответственность за общество». Чтобы осуществить геройскую миссию он сначала устроил собственное уличное шоу. Карел читал литературные отрывки из небольшой лодки, пришвартованной под знаменитым средневековым пешеходным мостом в центре Праги. Но за несколько дней около него остановился только один человек. Так что Краточвилу пришлось думать дальше.

Через несколько дней он проснулся с совершенно новой идеей. А что, если люди будут смотреть спектакли, не выходя из машины, как в специальном автомобильном кинотеатре? Впрочем сам Карел не умеет водить машину. Но это всего лишь деталь.

Чешский Национальный театр выбрал оригинальную локацию для своих спектаклей

Создатель автомобильного театра Карел Краточвил. Фото: Летиция Ванкон.

Через несколько дней он основал «Арт-паркинг», фестиваль, который включает не только театр на колесах, но и аналогичный кинотеатр. Амбициозный артист пригласил независимые труппы и крупные театры с государственным финансированием, вроде Национального театра Праги. И уже через неделю на самодельной сцене выступали народные певцы, классические скрипачи, рок-гитаристы и драматические артисты. К концу месяца 11 000 человек посетили 28 разножанровых представлений.

Сначала было непонятно, нужно ли артистам выступать в масках. Поскольку они работают на публике, закон технически требует закрывать рот и нос. Но на первом же выступлении певица в последний момент решила обойтись без маски, а полиция не стала вмешиваться.

«Мы выходим на сцену играть для машин, – рассказывает драматург Томаш Дианиски, который специально для фестиваль написал пьесу. – Это, конечно, интересный опыт. Но, надеюсь, он скоро закончится. Вы же не видите людей. Они даже смеются клаксонами!»

Цель «Арт-паркинга» не в виртуозности происходящего. «Мы должны поддерживать хотя бы какую-то форму человеческого взаимодействия», – объясняет Краточвил. – Пусть репертуар оставляет желать лучшего. Да и дождь частенько портит все впечатление. Это всяко лучше онлайна».

Что до самих зрителей, то тут найдутся мнения на любой вкус. Для театральных критиков, вроде Мари Ресловой, которая привыкла смотреть по 30 спектаклей в месяц, все это кажется «наивной пародией». «Это было ужасно. Из машины ничего не слышно. Приходится открывать окна нараспашку и мерзнуть. А из-за дождя вовсе ничего не видно. Да и выехать потом с парковки невозможно», – пишет Мари в своей рецензии.

Зато консультанту по маркетингу Яну Безпалецу все понравилось. «Я просто проезжал мимо и решил заглянуть. Это куда лучше, чем смотреть спектакли в интернете. Но есть одна проблема. Гудки взяли свое – аккумулятор полностью разряжен».

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

пять × три =