Каким был путь Кантемира Балагова к шорт-листу «Оскара»

0 0

«Дылда» 28-летнего режиссера вошла в десятку Американской киноакадемии

Фильм Кантемира Балагова «Дылда» попал в шорт-лист премии Американской киноакадемии «Оскар». Он оказался в десятке картин, снятых на иностранном языке, которые теперь входят в категорию «Лучший международный фильм». Станет ли он номинантом, узнаем 13 января. А пока вспомним, какой беспрецедентный путь прошел 28-летний режиссер.

Каким был путь Кантемира Балагова к шорт-листу «Оскара»

Фото: Пресс-служба Каннского фестиваля.

Кантемир Балагов родился в Нальчике. Он — кабардинец, но его родным языком стал русский. Учился в Ставропольском университете, где изучал бухучет, и мог бы стать бухгалтером, если бы не узнал о том, что Александр Сокуров набирает режиссерскую мастерскую в Кабардино-Балкарском университете.

Поехал и поступил… Сразу на третий курс. Как сказал сам: «Я понял, что бухгалтерия — не мое. Начал снимать. Друг посоветовал отправить свои работы Сокурову. Так я стал у него учиться. Пока мы учились, Александр Николаевич запрещал нам смотреть его фильмы, потому что не хотел, чтобы его влияние на нас распространялось. Он учил нас быть профессионалами, а авторский почерк мы уже должны были вырабатывать самостоятельно».

В 2015 году Кантемир впервые побывал на Каннском кинофестивале вместе со своими однокурсниками по мастерской Сокурова. Они участвовали в мероприятиях Российского павильона.

Александр Сокуров стал художественным руководителем дебютного фильма Балагова «Теснота». Мэтр участвовал в разработке сценария, но в процесс съемок не вмешивался. По словам Кантемира, его мастер присутствовал на площадке 2-3 дня. Тогда он ставил пьесу Бродского в Италии. Строго отслеживал работу художника, кастинг, помогал при монтаже, но никогда не давил авторитетом.

Любопытно, что 32-летнего питерского сценариста Антона Яруша Кантемир нашел в фейсбуке. Они начали переписываться, совместно написали сценарий, но при этом друг друга не видели, поскольку один жил в Нальчике, второй — в Петербурге. Их работу одобрил Александр Сокуров, и фильм начали снимать в октябре 2016-го.

Он стал дебютным для сценариста Антона Яруша, оператора Артема Емельянова, актрисы Дарьи Жовнер и других молодых кинематографистов. Снимались в «Тесноте» и непрофессиональные актеры. Картину сняли за 28 съемочных дней под Питером и в Нальчике. Ее события происходят в 1998 году в Нальчике. В еврейской семье исчезают младший сын и его невеста, а с родственников требуют выкуп. Историю о похищении помолвленных молодых людей из двух еврейских семей Кантемиру рассказал его отец.

Работу ученика Сокуров оценил на твердую «четверку». Александр Николаевич также стал худруком и других картин своих учеников, которые тоже хорошо тизвестны в мире. Это «Глубокие реки» Владимира Битокова, «Софичка» Киры Коваленко по прозе Фазиля Искандера (Кира сейчас работает с Александром Роднянским над новой картиной), «Мальчик русский» Александра Золотухина. Все они уехали из Нальчика, где работы для них не нашлось.

В 2017-м «Теснота» участвовала в конкурсе «Особый взгляд» 70-го Каннского кинофестиваля и получила награду жюри международной кинопрессы ФИПРЕССИ. Было множество призов на фестивалях по всему миру, иногда необычных. К примеру, в Греции на 58-м Международном кинофестивале в Салониках, а это крупнейший киносмотр на Балканах, «Теснота» получила «Приз человеческих ценностей» от телеканала парламента Греции. На родине режиссера фильм не приняли, увидев в нем очернительство.

В Каннах на вопрос «МК» о том, вернется Кантемир нам родину героем или же ему достанется от земляков, он ответил: «Думаю, не всем понравится наш фильм. Не знаю, стоит ли его там вообще там показывать. Мне важно было показать межнациональные отношения, которые часто становятся источником конфликтов. Название «Теснота» появилось неслучайно. Внутри человека бывает настолько тесно, что не хватает места для близких людей, и все заполнено только собой. Нескольким народам тоже может быть тесно на одной территории. Есть теснота внутренних традиций и менталитета».

В июне 2017-го в Сочи на фестивале «Кинотавр» «Тесноту» отметили за дебют. Причем, награду Кантемир получил в день рождения своего учителя Александра Сокурова. «Тесноту» отметила новым призом имени Даниила Дондурея Гильдия киноведов и кинокритиков России. Тогда же молодой режиссер обратился к представителям кинобизнеса: «Не отворачивайтесь от Северного Кавказа».

«Я хотел рассказать российскому зрителю, что такое Северный Кавказ. Если у кого-то возникли мысли, что я против России, то это не так. Традиция должна быть внутренняя, не внешняя. Если традиции преобладают над человечностью – это очень опасно» — сказал он в Сочи.

В 2018 году Кантемира Балагова пригласили в Канны как члена жюри программы «Особый взгляд», что было феноменально, учитывая его молодой возраст и скромный кинематографический стаж.

В 2019-м вышел его второй фильм «Дылда» о жизни двух фронтовых подруг в послевоенном Ленинграде и послевоенном стрессе, который испытывают люди в мирной жизни. Его продюсерами стали Александр Роднянский и Сергей Мелькумов. Фильм снимался на частные деньги без поддержки государства.

В мае состоялась мировая премьера «Дылды» на 72-м Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд». Фильм получил две награды — приз за лучшую режиссуру от жюри под руководством ливанского режиссера Надин Лабаки и приз ФИПРЕССИ с формулировкой «За невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной травме».

В конце сентября российский оскаровский комитет выдвинул «Дылду» на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший международный фильм».

В сентябре состоялись американская премьера «Дылды» на кинофестивале в Теллурайде и северо-американская — на Международном кинофестивале в Торонто. Потом ее показали на кинофестивалях в Лондоне, Сан-Себастьяне. Американские права на прокат приобрела компания Kino Lorber. Кинотеатральный прокат в США начнется 29 января 2020 года после премьеры на кинофоруме в Нью-Йорке.

21 ноября «Дылда» была представлена в четырех номинациях на соискание премии киноакадемии Азиатско-Тихоокеанского региона: «Лучший художественный фильм», «Лучший сценарий» (Кантемир Балагов и Александр Терехов), «Лучшая операторская работа» (Ксения Середа), «Лучшая женская роль» (Виктория Мирошниченко). В итоге на 13-й церемонии азиатских «Оскаров», проходившей в австралийскомм Брисбене, награды вручены за сценарий и операторскую работу.

7 декабря в Берлине исполнительница главной роли Виктория Мирошниченко участвовала в 32-й церемонии вручения призов Европейской киноакадемии, так называемых европейских «Оскаров». Награды за «Лучшую женскую роль»она не получила, но сам факт попадания в компанию сильных европейских актрис — достижение.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

пять × четыре =